22 июня в Академии МНЭПУ прошла XXIII конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: поиск ответов на современные вызовы
22 июня в Академии МНЭПУ прошла XXIII конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: поиск ответов на современные вызовы 02.07.2017

22 июня в Академии МНЭПУ прошла XXIII конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: поиск ответов на современные вызовы


22 июня в Академии МНЭПУ прошла традиционная XXIII Международная конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: поиск ответов на современные вызовы. К 100-летию со дня рождения академика Н.Н. Моисеева», организаторами которой выступили Международный зеленый крест, Международный независимый эколого-политологический университет (Академия МНЭПУ), Неправительственный экологический фонд им. В.И. Вернадского и Межрегиональная экологическая организация «ГРИНЛАЙФ».

Проведение данной очередной конференции в Год экологии и Год особо охраняемых природных территорий, объявленными в России в 2017 году, совпало со 100-летним юбилеем со дня рождения Н.Н. Моисеева, выдающегося российского учёного и общественного деятеля, первого Президента Международного независимого эколого-политологического университета (Академии МНЭПУ), оказавшего существенное влияние на развитие философии экологического образования.

В плане развития идей Н.Н.Моисеева прошедшая конференция предоставила возможность многим научным специалистам и педагогам, в том числе из субъектов Российской Федерации, изложить свое видение проблем и путей их разрешения в современном образовании, воспитании экологической культуры, в формировании у молодежи современной научной картины мира.

С приветственным словом к участникам конференции обратились Залиханов М.Ч., советник Президиума Российской академии наук, академик, профессор, Грачев В.А., президент Российской экологической академии и Неправительственного экологического фонда им. В.И. Вернадского, член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор, Барановский С.И., президент Российского Зеленого Креста, председатель Российского Экологического Конгресса, член Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации, д.т.н., профессор, академик РАЕН, Плямина О.В., исполнительный директор Неправительственного экологического фонда имени В.И. Вернадского, и Гизи Натали, директор Швейцарского Зелёного Креста.

В работе XXIII Международной конференции приняли участие и выступили: Мамедов Н.М., директор Института глобализации и устойчивого развития Академии МНЭПУ, академик РАЕН и РЭА, эксперт ЮНЕСКО, д.ф.н., профессор, Шевцов В.С., директор Белорусского Зелёного Креста, Степанов С.А., профессор кафедры гуманитарных наук Академии МНЭПУ, д.п.н., профессор МНЭПУ, Урсул А.Д., директор Центра глобальных исследований факультета глобальных процессов МГУ имени М.В. Ломоносова, д.ф.н., профессор, академик АН Молдавии, заслуженный деятель науки РФ, Попова Л.В., ведущий научный сотрудник музея землеведения и профессор факультета почвоведения МГУ имени М.В. Ломоносова, д.п.н., доцент, Кутало А.А., член-корреспондент Академии Геополитических проблем, старший научный сотрудник Гидрометцентра России и другие научные специалисты и педагоги высших учебных образовательных учреждений Москвы и субъектов Российской Федерации.

В своих выступлениях выступающие неоднократно подчеркивали, что у России альтернативы устойчивому развитию нет, но путь к нему неопределенный. Не вызывает сомнений лишь одно: неизбежно переосмысление и перепроектирование нашего типа отношений к природе, переход от общества потребления – к обществу созидания. В основном пленарном докладе Степанов С.А. напомнил присутствующим слова академика Н.Н. Моисеева, который писал, что «по моему глубокому убеждению, возможности общества потребления – цивилизации, возникшей в результате неолитической революции, исчерпаны или близки к исчерпанию: человечество вступает в эпоху качественного изменения характера своего развития».

Было отмечено многими участниками конференции, что идеи экологического образования для устойчивого развития (ЭОУР) стали основой модернизации образования в субъектах Российской Федерации и во многих странах мира. В частности, ведущие российские педагоги отметили значительный потенциал ЭОУР как для повышения качества образования в области охраны окружающей среды (например, энерго- и ресурсосбережение), так и для системы образования в целом, что выразилось в переходе от репродуктивного к творческому обучению, развитии критического мышления, реализации ценностей экологической этики, социальном партнерстве образовательных и необразовательных (культурных, природоохранных, производственных, общественных и пр.) организаций, модернизации устаревшей отечественной системы образования в целом (исходя из общешкольной модели ЭОУР) и её интеграции в международные образовательные системы.

На конференции был отмечен ряд достижений в сфере экологического образования для устойчивого развития: в решениях на уровне высших органов государственной власти Российской Федерации, уделено специальное внимание развитию экологического образования, введению обязательного экологического образования и включению в Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) требований к освоению базовых знаний в области охраны окружающей среды и устойчивого развития с учётом современных приоритетов мирового сообщества.

В ФГОС введен самостоятельный (по выбору) учебный предмет «Экология», а региональный компонент позволил включить в образовательную структуру такие предметы, как «Экология и устойчивое развитие», «Экология и ОБЖ», «Экология моего края» и другие, что позволило к настоящему времени эффективно реализовать однопредметную и многопредметную модели ЭОУР. В педагогической подготовке стал активно использоваться международный и региональный опыт, заимствованный из материалов международных организаций и форумов (ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ и др.), сайтов международных и региональных организаций, из опыта практической реализации эколого-образовательных проектов и программ. В частности, в своих выступлениях Аргунова М.Е., Зверев А.Т., Колесова Е.В. в содержательной форме рассказали о том, как в их педагогической практике используются собственные инновационные разработки в области ЭОУР, возможности информационной образовательной среды, ИКТ-технологии (электронные учебники, модельные виртуальные эксперименты и исследования и др.). В выступлениях Усачевой И.Н. (ХМАО-Югра), Эсман Г.Е. (г. Челябинск) была отмечена высокая значимость курсов внеурочной деятельности экологической направленности, дополнительного образования детей как непосредственно в образовательных учреждениях, так и в музеях, библиотеках и т.п. А в докладах Ермакова Д.С. и Щучкиной Д.Г. была подчеркнута значительная роль в ЭОУР общественных эколого-образовательных организаций, а также волонтерского движения и организаций, не имеющих прямого отношения к системе образования. Выступила Цулая Л.В. (ХМАО-Югра) об опыте формирования и развития способностей одаренных детей в системе экологического образования (на примере города Нижневартовска).

В то же время, в ходе своих выступлений участники конференции отметили имеющие место в системе ЭОУР нерешенные проблемы, которые были включены в рекомендации XXIII Международной конференции. В частности, было заявлено, что «мировая и российская педагогика ранее никогда не сталкивались с беспрецедентной глобальной задачей изменения мышления, психологии, поведения масс людей в неопределенно короткое время. Поэтому образование нуждается в качественно новой дидактике, прорывных образовательных технологиях и предполагает системные изменения на всех его уровнях.

К сожалению, в настоящее время в системе образования России экологическое образование не является приоритетным, однако именно экологическое образование, имеющее комплексный практико-ориентированный подход к взаимоотношениям природы, управления, экономики и общества, позволяет сформировать молодое поколение, подготовленным к поиску и выбору решений в условиях быстро меняющегося мира.

Сегодня экологическое образование представлено большим разнообразием мало связанного между собой предметного экологического знания, часто дублирующегося, носящего частный и фрагментарный характер. Такая «лоскутность» экологических знаний не позволяет полноценно формировать миропонимание, в основе которого – эколого-социально-экономические взаимосвязи и ценности устойчивого развития.

Экологическое образование должно быть ориентировано на достижение личностных общекультурных результатов экологического образования. Планируемым результатом является индивидуальная экологическая культура устойчивого развития, которая включает устойчивый образ жизни и потребления человека; личные ценности, смыслы и установки деятельности в интересах устойчивого развития семьи, школы, местного сообщества.

Реально экологическое образование пока не приобрело достаточно высокого статуса, и его развитие происходит, несмотря на отдельные успехи, по остаточному принципу, оно продолжает отторгаться как всей системой образования, так и самим обществом. И эта ситуация мало будет изменяться до тех пор, пока не начнется активный переход к устойчивому развитию и в других сферах деятельности. Роль экологического образования будет усиливаться в мировом образовании по мере того, как эта последняя будет превращаться в систему образования для устойчивого развития».

В рекомендациях XXIII Международной конференции был принят ряд положений, необходимых для дальнейшего динамичного и поступательного развития системы ЭОУР. В частности, было отмечено, что «устойчивое развитие, являясь приоритетом государственной политики России, требует трансформации данной идеи в целеполагание формального, неформального и информального образования и в региональные стратегии развития образования. Образование, мыслимое как непрерывный инновационный процесс, должно не только модернизироваться, но и становиться всё в большей степени опережающим образованием, не отстающим от современной жизни. Важно ускорить становление новых интегральных моделей образования на базе интегрированных культурологических (естественнонаучно-гуманитарно-технологических) подходов к проектированию содержания образования для устойчивого развития, которые обеспечат мировоззренческую целостность разрозненных экологических элементов во всех структурах основной образовательной программы».

Отмечено также, что для становления новых интегральных моделей образования требуется не только их научное осмысление, но и практическая реализация проектов и программ, акцентирующих внимание на экологической и социально-экономической составляющей устойчивого развития.

Новые модели образования нуждаются в широком внедрении всероссийских и региональных социально-образовательных проектов и их результатов в образовательную практику школьников (студентов, педагогов и др. категорий), совершенствовании вопросов подготовки педагогов к организации профессиональной деятельности в области ЭОУР, привлечения специалистов из других отраслей - социальных партнеров школы (научных организаций, учреждений культуры, здравоохранения, спорта, библиотек, бизнес-структур, общественных организаций и др.), а также в комплексном ресурсном обеспечении образования для устойчивого развития: материально-техническом, информационном, программно-методическом и др.

XXIII Международная конференция «Экологическое образование для устойчивого развития: поиск ответов на современные вызовы. К 100-летию со дня рождения академика Н.Н. Моисеева» завершила свою работу, однако необходимо констатировать тот факт, что эта научная площадка, собравшая вместе искренних и вдохновенных последователей научного наследия выдающегося учёного Н.Н. Моисеева, дает много научных поводов для дальнейших теоретических исследований и практических реализаций в области совершенствования экологического образования для устойчивого развития, внедрения в практику рекомендаций, направленных на решение проблем современного образования, реализацию задач воспитания экологической культуры и формирование у новых поколений видения современной научно-обоснованной картины реального мира.

Источник mnepu.ru

Возврат к списку

Яндекс.Метрика